Мы работаем в стране колоссального недоверия между государством, обществом и бизнесом (мовою оригіналу)

Виктория Смародина, финансовый директор компании “Фармак”:

Крупнейший украинский производитель лекарств с 90-летней историей компания “Фармак” последние шесть лет занимает первое место по реализации медикаментов на отечественном рынке.  Удерживая 6% рынка лекарственных средств, компания активно развивается и ежегодно предлагает потребителям до 20 новых препаратов. “Фармак” по праву заслуживает статуса международного игрока. 


Имея представительства в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, РФ и Беларуси, компания экспортирует более 20% своей продукции в 20 стран. А с этого года еще и стала собственником польской торговой компании. 

За последние пять лет “Фармак” инвестировал в свое развитие 1,5 млрд грн. Более десяти лет назад компания привлекла первый кредит через Европейский банк реконструкции и развития. Причем в то время “Фармак” был первой украинской фармкомпанией, заслужившей доверие этого международного финансового института. 

О том, как компания внедряла международные стандарты финансовой отчетности и как это повлияло на работу с инвесторами и партнерами, БИЗНЕСу рассказала Виктория Смародина, финансовый директор компании “Фармак”, член АССА, 13 лет проработавшая в компаниях “Большой четверки”. 

— Что предприятиям дает прозрачность ведения бизнеса? 
— Если сформулировать сов­сем просто — это возможность для всех интересующихся сторон получить в открытом доступе на сайте информацию о компании, о результатах ее деятельности, и быть уверенным в том, что полученной информации можно доверять. 

Для украинской компании, не являющейся публичной на иностранных биржах, открытость информации, к сожалению, не является нормой. 

Мы работаем и живем в стране, где существует колоссальный дефицит доверия между государством, обществом и бизнесом. Каждая сторона подозревает другую в сокрытии доходов и, как следствие, в неуплате налогов и основывается на большой доказательной базе. 

В результате информация не раскрывается и хранится за семью печатями. И чтобы преодолеть этот барьер, прозрачность должна стать обязательным требованием для компаний. 

— Какие практические мероприятия позволяют добиться прозрачности ведения бизнеса? 
— “Фармаку” в свое время нужны были деньги для развития. Обратившись в иностранный банк за финансированием, мы поняли, что обязательным условием его получения будет предоставление проаудированной в соответствии с МСФО отчетности. 

Сказано — сделано. Сначала отчетность составляли методом трансформации из украинской отчетности, привлекая бухгалтерские сервисы с такими компетенциями. Затем взяли в компанию сотрудников, которые формировали отчетность один раз в квартал. 

Потом поняли, что можно просто перейти на учет по МСФО и забыть о ведении бухгалтерии по двум методам учета. И это, по сути, сократило нагрузку на сотрудников финансовой службы. Следующим этапом стала публикация отчетности на сайте для всеобщего доступа. 

Компания прошла путь преобразований не за один год, понадобилось много усилий и времени. Но результаты того стоили. 

— Что это дало компании? Какие преимущества? 
— На первоначальном этапе, как я уже сказала, у компании появилась возможность привлекать более дешевые, чем у украинских банков, заемные средства международных финансовых институтов. 

Благодаря ведению отчетности по международным стандартам и ее доступности на сайте у компании сформировались открытые и более доверительные отношения с иностранными партнерами и поставщиками. Для многих проаудированная отчетность является знаком качества компании. 

Кроме того, повысился профессиональный уровень сотрудников финансовой дирекции. После внедрения МСФО были пересмотрены и принципы построения управленческой отчетности, бюджетирования. Ну и без преувеличения можно сказать, что фискальные органы тоже с уважением относятся к компании, которая платит налоги в бюджет страны и города. 

— Каких стандартов придерживается компания “Фармак” в финансовой сфере? 
— Тут изобретать ничего не нужно, достаточно следовать требованиям к качеству предоставляемой информации: отчетность должна быть достоверной, своевременной, правдивой, полезной и уместной, подготовленной в соответствии с МСФО. 

Эти требования к отчетности важны как для акционеров, так и для любого пользователя и заинтересованного лица. 

— Насколько важно для компании прозрачно платить налоги и информировать общество об их сумме? 
— Пока мы рассуждаем, показывать финансовую отчетность третьей стороне или нет, мир меняется и летит вперед. Прозрачность — это базовое понятие, которое бессмысленно обсуждать, ставить под сомнение. 

Иначе можно скатиться в каменный век. В условиях стремительных перемен время является самым ограниченным ресурсом, поэтому его нужно использовать, чтобы не упустить возможности, имеющиеся у компании. 

Отчитываться о результатах деятельности компании должны, как должны это делать и государственные органы, и чиновники, и обычные граждане. Восстановление доверия между государством, обществом и бизнесом — процесс долгий, но его нужно начинать. 

 К сожалению, когда чиновники декларируют наличные в огромных количествах, компании не платят налоги, а сотрудники получают зарплаты в конвертах, — это замкнутый круг. И в таких условиях прозрачная компания выглядит, как белая ворона. 

Мы часто слышим в последнее время фразы, что изменения и реформы важны, что “дорогу осилит идущий”, но из-за пов­торений их важность стирается, а жаль. Но если ничего не делать, то ничего не изменится. Ведь никто не согласится с перспективой жить в бедной стране. 

ДОСЬЕ БИЗНЕСа 
Виктория Смародина, финансовый директор компании “Фармак” 

Родилась: 3 мая 1973 г. в г.Красноярске (РФ). 

Образование: Киевский национальный университет им.Т.Г.Шевченко, специальность — “Экономическая кибернетика”; обучалась по программе Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА, Великобритания; 2005 г.) и стала членом АССА. 

Карьера: 1995-1998 гг. — экономист в компании “Международные авиалинии Украины”; 1998-2004 гг. — аудитор в компании Ernst&Young; 2004-2010 гг. — старший менеджер отдела аудита в Киеве в компании Deloitte; 2011 г. — начальник отдела внутреннего аудита компании “Фармак”; с 2012 г. — финансовый директор компании “Фармак”. 

Увлечения: путешествия, парусный спорт. 

Джерело: Бизнес

Інші публікації

Экзамен на соответствие ( мовою оригіналу)

В последние годы в практике работы украинских компаний все чаще применяется система Compliance. В классическом понимании, это система контроля соответствия и выполнения требований и правил, необходимых для осуществления той или иной хозяйственной деятельности. ПАО “Фармак”, являясь лидером среди производителей фармацевтической продукции, имеет богатый опыт применения системы Compliance в своей деятельности.

Препарати сульфонілсечовини: так чи ні? Рекомендації ADA та EASD 2015. Перспективи лікування хворих на цукровий діабет 2 типу в Україні

Нині актуальною проблемою галузі охорони здоров’я в Україні є цукровий діабет (ЦД), що вважається одним з найпоширеніших неіфекційних захворювань. Станом на 1 січня 2015 р. в Україні зареєстровано 1 198 047 хворих на ЦД, що становить 2,9% населення держави. При цьому за останні 10 років поширеність ЦД у нашій країні збільшилася в 1,5 рази. Ці цифри наводять на думку, що первинна діагностика ЦД потребує вдосконалення. Наразі через відсутність відповідних фахівців у багатьох лікувальних закладах та доступність цукрознижувальних препаратів в аптеках пацієнти на власний розсуд обирають собі лікування. Своєю чергою, самолікування створює передумови для розвитку тяжких ускладнень ЦД.

Pharma community leads drive to create Ukraine’s ‘Orange Book’ ( мовою оригіналу)

Since Ukraine gained independence, the country’s pharmaceutical industry has seen significant changes in drugs manufacturing regulations, as well as rules on efficacy and safety evaluations. In the early nineties, these standards were duplications of old Soviet requirements, but starting from 2002 the first step in harmonizing them with EU regulations was taken, through the adoption of Good Manufacturing Practice (GMP) principles at the national level.