Мы уже больше года живем на карантине. Этот период подарил нам не только десятки (если не сотни) тысяч экспертов-вирусологов, но и создал для огромного количества людей новую реальность. И речь здесь не только о том, что без маски из дома не выйдешь. И не только о новом этикете, который требует от нас здороваться локтями и держать дистанцию. Речь идет об online – удивительном мире, который теперь стал простой обыденностью почти для всех.
Совещания или международные звонки? В Zoom или Teams. Управление командой? Групповой закрытый чат. Текст послания президента? Вот вам QR-код со ссылкой на презентацию. У нас теперь есть школа-онлайн, приемные-онлайн, офисы-онлайн, уже и о посольствах-онлайн заговорили. И дальше, говорят, будет больше. Потому что online, говорят, это наше всё. Офисы, кабинеты, обычные магазины – это, вроде, пережитки индустриального прошлого. Точно как керосиновая лампа в эпоху тотальной электрификации. О наступлении удивительного нового мира говорят CEO крупных международных компаний и многочисленные бизнес-эксперты.
Но такой ли он уже новый и удивительный? И, самое главное, действительно ли тотальная онлайнизация – это панацея?
Интересные опыты
Легенда IT-бизнеса – компания IBM – в 1979 году пошла на неслыханный тогда эксперимент: пять сотрудников компании получили возможность постоянно работать из дома. Экспериментальный подход оказался эффективным, и до 1983 года уже около 2 тыс. сотрудников компании работали удаленно. А уже в 2009 году IBM в годовом отчете указывала, что 40% из почти 390 тысяч сотрудников компании в 173 странах вообще не имеют офиса. То есть, как видим, идея «всех на «удаленку», офисы не нужны» не такая уж и новая.
Однако, еще интереснее, как ситуация развивалась дальше.
В 2017 году IBM неожиданно заявила, что желает вернуть тысячи сотрудников назад в офисы. Почему? Потому что исследования показывают: там, где эффективность зависит от коллективной работы, расстояние между коллегами негативно влияет на эту самую эффективность. Ведь сотрудничество требует живого общения. И единственная коммуникационная технология, которая создает возможности для стабильного и, самое главное, разнообразного общения – это офис.
Недавно коллега переслал мне сообщение с Telegram-канала CEO BBDO Ukraine&CA Виктора Ивашкова (это крупная международная сеть рекламных агентств). По собственному опыту он отмечает, что при удаленной работе всей команды в течение более двух месяцев, теряется тот самый командный дух, чувство большой команды. Постоянными остаются только микро-связи между отдельными людьми. Что, очевидно, не то же самое, что связи коллективные.
Также исследования показывают: человек, который постоянно работает удаленно, обычно работает больше часов, чем работающий в офисе. Возможно, в некоторых случаях сотрудник работает эффективнее. Однако, постоянная увеличенная нагрузка рано или поздно приводит к эмоциональному и физическому истощению, выгоранию. И предупредить именно это выгорание при отсутствии постоянного живого контакта с человеком руководителю гораздо труднее, чем когда этот контакт есть.
Я уже не говорю о постановке задач, контроле их выполнения и оперативной коррекции.
Еще из интересного. Очень давно и широко в медиа-поле распространяется тезис о том, что будущее образования за онлайн-обучением. Различные курсы от Cursera или Prometeus воспринимаются при рассмотрении кандидатуры на какую-то вакансию на том же уровне, что и дипломы государственного образца. Это всё есть – и это прекрасно.
Однако, как только в Украине ввели школу-онлайн, этот тезис был перекрыт другим. О том, что, грубо говоря, «мы получим нацию людей, которые не ходили в школу».
Жизнь в угоду трендам, или жизнь с трендами?
Так что, отказаться от онлайна полностью? Нет. Просто нужно посмотреть на него под другим углом. Не как на безальтернативный способ организации рабочего процесса, а как на инструмент. Инструмент, использование которого позволит упростить жизнь сотрудникам и повысить общую эффективность.
К примеру, во многих компаниях уже давно существует практика, когда сотрудники определенных профессий могут 1–2 дня в неделю работать удаленно. И это прекрасно. Ведь, с одной стороны, человек перестает воспринимать офис как обязательное единственное рабочее место, а с другой – не теряет ощущение большой команды. Потому что в остальные дни он или она эту команду видит собственными глазами, общается с ней, пьет кофе, между прочим обменивается мнениями и опытом. И это делает коллектив коллективом, а командные цели – командными целями.
Возможно ли эффективно работать без online инструментов? Нет. Но возможно ли было бы построить полноценную эффективную команду только на online инструментах? Сомневаюсь.
И здесь нужно понимать, что одно из заданий CEO – анализировать, видеть, какие тренды будут целесообразными для бизнес-модели и бизнес-процессов, и использовать их. Видеть возможность, пользоваться ею, встраивать тренды в бизнес-процессы.
Собственно, то же касается и устойчивого развития. Компания выбирает те цели из Глобального договора ООН, которые актуальны именно для бизнес-модели этой компании. Иными словами, те цели, которые позволят сделать производство дешевле и эффективнее, а местные сообщества (к которым относятся и сотрудники со своими семьями) – лучше.
LED-лампы vs свечи
Online – это прекрасно. Он дает нам множество возможностей сделать жизнь (неотъемлемой частью которого является работа) проще. Однако не стоит забывать, что человек – это существо социальное. И роскошь человеческого общения – это, как писал Экзюпери, единственная настоящая роскошь.
Поэтому, по моему мнению, online никогда полностью не сможет заменить нам офисную жизнь. Так же, как LED-освещение не смогло вытеснить из баров и ресторанов свечи и лампочки накаливания.