Само слово социальный предполагает определенное социальное значение проекта для общества. То есть проект должен быть применимым — влиять, улучшать, изменять, создавать, повышать. И, если мы говорим о бизнесе, то, конечно же, этот проект должен соответствовать запросу бизнеса. Показывать его социальную роль в жизни общества. Можно сколько угодно вкладывать деньги в однодневные проекты, которые меняют что-то здесь и сейчас, но это — деньги на ветер. Идеальный социальный проект — системный. Тот, который меняет подход, пространство, отношение, мышление, мысль. Это удочка, а не рыба. Конечный результат эффективного проекта — изменение сознания, долгосрочная польза, повышение знаний, улучшение качества жизни людей. То есть пользу в долгосрочной перспективе. Например, школа. Всегда школе нужны новые окна, новая мебель, новый навес и тому подобное. Аргумент — дети мерзнут, крыша течет, мебель — старые. Взять и дать деньги — самый простой способ, самый легкий, а вот провести эко, энерго- или Теплоаудит, показать реальные проблемы школы. Рассказать, как эффективно тратить природные ресурсы и экономить средства — это уже долгосрочный социальный проект, который меняет сознание и образ мышления.
Важно, чтобы в социальном проекте участвовали общество и власть. Такая команда намного эффективнее, и результат социального проекта, где участвуют власть и люди, ценится гораздо сильнее. Согласитесь, гораздо приятнее гулять в парке, в котором ты сам посадил дерево и поставил скамеечку. Тогда у тебя не возникнет желания сломать плод твоего труда и включается творческая функция. В общем, синергия бизнеса, власти и общества дает хороший результат в долгосрочной перспективе.
Говоря о социальных проектах, хочется остановиться на вопросе исследования социальной проблемы, чтобы не вкладывать деньги хаотично, нужно сосредоточиться на 2-5 направлениях и работать с ними. Конечно же, эти направления должны отвечать сфере бизнеса и стратегии его развития. Но социальная проблема, которую хочет решить бизнес, должно быть тщательно изучена. Роль бизнеса в ее решении — тоже.
Учитывая это, критериями правильного социального проекта, являются:
— системность, то есть системное решение проблемы. Работа на опережение.
— синергия бизнеса, власти и общества. Привлечение общин.
— исследования, тщательное изучение проблемы.
Говоря о трендах в КСО-стратегии хочется отметить, что само наличие КСО-стратегии в современных украинских компаниях — уже тренд. Еще 5 лет назад КСО-стратегии разрабатывали только крупные компании с иностранным капиталом. Они и стали законодателями моды в Украине.
Бизнес с активами в регионах позаботился о вопросах создания новых рабочих мест. Это важный проект для развития современного общества. Также в последнее время наблюдается много проектов, направленных на поддержку людей с особыми потребностями. И это не точечная финансирования, а системные проекты — трудоустройство, обучение, создание необходимой инфраструктуры.
Экологические проекты — тоже тренд. Компании наконец поняли, что изменения в обществе начинаются с изменения сознания. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Эту культуру нужно прививать с детства, со сада, школы. Общество должно быть экологически грамотным и социально ответственным. Хорошо, что некоторое бизнес взял эту функцию на себя.
Итак, корпоративная социальная ответственность бизнеса — неотъемлемая часть деловой репутации. На западе стейкхолдеров интересует прежде всего то, что представляет собой компания, какую социальную функцию выполняет и только потом — продукт она производит. Нефинансовой отчетности — норма на западе. Поэтому украинские компании с наличием программ в области устойчивого развития имеют приоритет. Им проще адаптироваться к западному рынку, проще общаться с иностранцами, для которых проекты в области устойчивого развития — устоявшаяся норма.
Уже многие украинские компании начали понимать, насколько важна корпоративная социальная отчетность с точки зрения повышения стоимости бизнеса. Внедрив ее, можно, во-первых, легко проследить динамику развития собственного бизнеса, во-вторых — это публичный инструмент информирования акционеров, работников, партнеров, клиентов и всего сообщества о том, как и какими темпами компания реализует свои цели устойчивого развития и экологической безопасности . Такая отчетность выравнивает западные и украинские компании, является добавочной стоимостью и катализатором деловой и социальной репутации бизнеса.