«Фармак» был готов к решению проблем, возникших во время коронакризиса. Мы много инвестируем как в развитие нашего производственного потенциала, так и в IT-ресурсы, для того чтобы эффективно планировать, управлять и анализировать данные. Например, еще осенью 2019 года мы решили провести первое совещание руководства в онлайн-режиме. Тогда директора позитивно оценили эффективность формата с точки зрения экономии времени, впрочем, заметили, что им не хватало личного присутствия и ощущения друг друга. Этот опыт пригодился через полгода.
Еще за несколько недель до официального введения карантина мы понимали, что он неизбежен, поэтому начали принимать меры – уменьшили количество командировок, отменили обучение. Мы пытались и рекомендовали нашим сотрудникам перейти на дистанционные встречи и совещания.
Когда же в Украине был объявлен карантин, компания сразу перевела почти 500 человек на дистанционную работу. Наши IT-специалисты оперативно организовали доступ работников к корпоративным системам. Мы добавили больше пользователей к облачным сервисам и начали активно использовать системы для дистанционной коммуникации. И это оказалось очень эффективным – мы практически не почувствовали, что что-то не так. Сейчас я очень рад тому, как быстро и легко все удалось.
Из 2700 сотрудников почти 500 перевели на домашний режим работы. Остальные находились на предприятии, ведь здесь оборудование и бизнес-процессы. Это нельзя выполнять из дома. Мы сняли около 40 микроавтобусов для перевозки сотрудников. Конечно, мы придерживались всех требований: маски, ограничения по количеству пассажиров.
Нас волновало, каким образом обеспечить эффективность работы дома. Я сразу заявил, что мы не сокращаем людей и не уменьшаем заработную плату. Мы платим 100% зарплаты людям, которые работают на таком же уровне эффективности, как они работали в офисе. Прошло примерно три месяца, и я могу с уверенностью сказать: люди продуктивно работали из дома и получили такую же заработную плату, как и до карантина.
Если бюджеты на административные, хозяйственные расходы, на маркетинг мы сокращаем, то потребность в бюджетах на нашу научно-исследовательскую деятельность только растет. Буквально две недели назад мы увеличили наш бюджет на R&D с 350 млн грн до 400 млн грн. Мы верим, что это развитие компании и инвестиции в будущее. Кризис рано или поздно закончится, а компания должна идти вперед. Мы придерживаемся такой стратегии.