Расходы на здравоохранение в мире составляют около 10% глобального валового внутреннего продукта (ВВП). Одной из наиболее важных форм государственного воздействия, которая применяются для контроля над расходами на здравоохранение, является концепция обязательной генерической замены лекарственных средств.
Генерическая замена оригинальных препаратов дает возможность отпускать лекарственные средства с действующим веществом, дозировкой и формой выпуска как у оригинального лекарственного средства, но со значительно более низкой ценой. Согласно данным отчета Ассоциации доступных лекарственных средств (Association for Accessible Medicines — AAM) за 2019 г., система здравоохранения США благодаря наличию доступных генериков в 2018 г. сэкономила 293 млрд долларов. А за последние 10 лет эта цифра достигла 2 триллионов долларов. А все благодаря тому, что в 2018 г. 9 из 10 рецептов в США выписывались с использованием генериков.
К сожалению статистики, сколько украинская система здравоохранения сэкономила на генерических лекарственных средствах, нет. Но понятно, что развитие генерического рынка позволит украинцам гораздо меньше тратить на лекарства и сэкономит значительные средства для бюджета.
Сегодня в Украине концепция генерической замены требует особого внимания и развития со стороны государства. Украинским фармпроизводителям необходима инфраструктура, чтобы разрабатывать более инновационные генерики, чтобы быть конкурентоспособными в мире. А для этого нужно
1. Поддержка научного потенциала для фармотрасли
Следует поддерживать ВУЗы, которые готовят специалистов. Оказывать поддержку научному сообществу, выделять средства на развитие украинских ученых. Основная задача: выделять деньги на фундаментальную науку и стимулировать прикладные разработки, разрабатывая общие стимулы. Это позволит поддерживать научный процесс в стране и не будет способствовать оттоку специалистов.
2. Взвешенное регулирования цен
Генерическая компания — это союзник государства. И этот союз должен быть равноправным. Государство значительно экономит средства за счет внедрения генериков, поэтому оно должно взвешенно подходить к ценообразованию. Если влиять на ценообразование административными методами, вместо рыночных, это негативно повлияет на операционные показатели фармпроизводителей, в то время генерическая компания должна иметь ресурс для исследований и развития и выпуска на рынок новых препаратов.
В длительном периоде, административное давление на ценообразование на лекарственные средства приведет к уменьшению инвестиционной активности на отечественном фармрынке. Это в совой очередь, приведет к значительным потерям государства из-за уменьшения налоговых поступлений, уменьшения темпов развития инфраструктуры и потери рабочих мест в отечественной отрасли. Кроме того усилит зависимость от крупных иностранных компаний. Формирование цен на грани экономической эффективности приведет к значительному отставанию отрасли от мировых тенденций развития и потери конкурентоспособности на экспортных рынках.
Поэтому вопросы ценообразования на лекарства должна рассматриваться комплексно с учетом всех последствий и экономических интересов государства, фармацевтической и смежных отраслей.
3. Поддержка отечественного изготовителя не в финансовом, а в правовом поле
В Украине остается непонятная ситуация с продлением действия патентов на изобретения компании-оригинатора на пять лет. Отечественные фармпроизводители не конкурентоспособны в мире, поскольку из-за не приведенного в соответствие законодательства не можем осуществлять разработку новых генериков в Украине. Необходимо искать площадку в Европе, где можно вести разработку нового препарата, на который уже закончилось действие патента, пока в Украине еще действует аналогичный патент. То есть, вместо того, чтобы создавать рабочие места здесь, и платить налоги здесь в Украине, производители должны поддерживать экономику других стран.
4. Увеличение роли государства в финансировании обеспечения лекарствами
Наш рынок должен двигаться к увеличению доли госзакупок в потреблении лекарств. В Украине этот показатель один из самых низких в мире. Это и госпитальные закупки, финансирование минздравовских программ и расширение этих программ. Направления расширения программ: финансирование лечения рассеянного склероза, ревматоидного артрита, гепатита, расширение номенклатуры для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и др. Для таких программ можно будет привлекать принудительное лицензирование препаратов для лечения ВИЧ, гепатита С. Это проблемы государственного уровня. Например лекарственное средство для лечения гепатита С — софосбувир в США стоит 25 тыс. долларов за упаковку. В Европе — 14 тыс., а в Египте, где есть принудительное лицензирование, 35 долларов.
В общем необходима более практическая стратегия развития фармотрасли. Стратегия есть, но она очень общая — одни лозунги. Нужно чтобы была разработана политика государства, которая давала бы понимание, куда мы идем.
Должна быть четкая дорожная карта, которая не должна быть перечнем лозунгов, а перечнем конкретных действий с комплексом стимулов и механизмов для развития отрасли и высокотехнологичных секторов.
5. Поддержка экспортного потенциала украинской фармотрасли
Украинские производители лекарств являются активными экспортерами в страны постсоветского пространства, ЕС и других стран мира. Наращивание экспортного потенциала лекарственных средств способствует усилению имиджа страны как международного игрока, обеспечивает формирование продукта с высокой добавленной стоимостью и полным циклом производства внутри страны, и гарантирует поступление валютной выручки в Украину.
При этом в стратегии экспорта страны фармацевтическая продукция не включена в перспективные сектора экономики для развития экспорта, согласно экспортной стратегии Украины («дорожной карте» стратегического развития торговли) на 2017−2021 годы, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2017 г.