Смародина Виктория

Директор по финансам

Nov 26, 2018

«Работа нашей компании не зависит от тех, кто в тени»

 

По данным Государственной фискальной службы Украины, ПАО «Фармак» в целом уплатило 248,269 млн грн налогов, что позволило ей занять 99-е место в общем рейтинге.
В 2017 году «Фармак» заплатил в государственный бюджет 526,5 млн грн налогов, при этом в прошлом году компания также была единственной в отрасли, вошедшей в сотню крупнейших налогоплательщиков страны.

Если компания не платит налоги и работает в тени, это означает лишь одно – бизнес этой компании нелегальный, и это работает для всех стран. Один из президентов США писал, что неизбежны только две вещи – смерть и налоги, и сказал он это еще в XVIII веке. На дворе уже 2018 год, а уклонение от уплаты налогов всё еще популярно. Уплата налогов – не подвиг, это рутинная повторяющаяся обыденность и обязанность каждой компании. Налоги являются основным источником бюджетных поступлений страны, а соответственно, и источником ее развития. Мы все хотим жить в богатой и процветающей стране, но тогда давайте вносить свой вклад в дело ее процветания – платить налоги, декларировать доходы, жить по правилам. Мы много сейчас говорим о патриотизме, так вот, на мой взгляд, уплата налогов – это, собственно, тоже патриотизм: ты делаешь реальный вклад в наполнение казны твоей страны, следовательно, делаешь ее богаче.
Можно долго дискутировать на тему, что компания получает от государства, справедливы ли налоги в нашей стране. В любой стране вы услышите критику в адрес существующей системы, услышите о проблемах с уклонением от уплаты налогов, но при этом и компании, и граждане платят налоги, и это просто признак и высокой налоговой культуры, и гражданского общества.
Трансформация общества, бизнеса и государства необходима. Меняться должны все, доверие должно возникнуть, иначе мы никогда не сможем жить в богатой и современной Украине. Жаль, что в 2018 году мы, как и раньше, обсуждаем базовые вещи: наличие достоверной финансовой отчетности и уплату налогов. Это уже должно работать в стране и быть необходимым условием существования любой компании.

Работа нашей компании не зависит от тех, кто в тени. Будучи добросовестным налогоплательщиком, мы стремимся работать с такими же честными компаниями и для этого внедряем соответствующие, в том числе тендерные, процедуры отбора контрагентов.

Касательно изменений в отношении фискальных органов к бизнесу в целом и крупных налогоплательщиков в частности, то положительные изменения происходят, мы их замечаем. Например, создание Офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы, где работают специалисты, которые хорошо знают специфику крупных предприятий. Меньше стало визитов сотрудников ДФС, много можно передать на проверку в электронном виде. Улучшается и качество аналитической функции ДФС: чувствуем, что повышается качество запросов на предоставление информации, видим, что в ДФС внимательно анализируют нашу деятельность как налогоплательщика. И мы готовы отвечать на такие запросы. Но, к сожалению, так же сталкиваемся иногда и с такими рудиментами, как просьба заплатить налоги вперед или выяснить, где купил товар поставщик нашего поставщика в третьем звене цепочки поставок.

В целом, мы можем отметить тенденцию уменьшения количества претензий и проверок бизнеса налоговиками, и одновременно с этим, как я уже говорила, увеличивается количество запросов с просьбой «объяснить, предоставить информацию» и т. п., и качество запросов в целом нормальное, поэтому видим аналитическую, сервисную работу ДФС.

«МЫ ВСЕ ХОТИМ ЖИТЬ В БОГАТОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ СТРАНЕ, НО ТОГДА ДАВАЙТЕ ВНОСИТЬ ВКЛАД В ДЕЛО ЕЕ ПРОЦВЕТАНИЯ – ПЛАТИТЬ НАЛОГИ, ДЕКЛАРИРОВАТЬ ДОХОДЫ, ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ»

Каких же изменений требует налоговое законодательство с точки зрения ведения бизнеса вообще или работы фармацевтической отрасли?! Ответ неоригинален: упростить правила налогообложения, сократить количество мелких налогов, улучшить администрирование налогов. Чем проще правило начисления налога, тем правильнее его посчитают и оплатят. Задача должна быть не в соревновании выписки штрафов, а в том, чтобы добиться, чтобы все компании платили и не нарушали. Чем проще и понятнее процесс администрирования налогов, тем больше ресурсов проверяющих можно освободить. Основная беда страны в том, что бизнес в тени. В фискальных органов должны быть данные об этих компаниях, поэтому фронт борьбы большой. Хотелось бы, чтобы основной фокус был сделан на компании, которые уклоняются от уплаты налогов, а не на длительные проверки тех, кто исправно и регулярно их платит.

Мне очень хотелось бы, чтобы и руководители, и рядовые сотрудники ДФС помнили фразу Маргарет Тэтчер: «Не бывает государственных денег, бывают только деньги налогоплательщиков». Безусловно, правила игры, начисления налогов необходимо контролировать, но отношение к «чистому» бизнеса должно быть уважительное. Осуществлять контроль современно и интеллигентно, по-моему, даже проще. Много сейчас говорят о сервисной функции ДФС, полностью это поддерживаю: надо сокращать количество бумажных отчетов, личных визитов. Принцип превалирования содержания над формой должен появиться и в фискальных органах.

«Фармак» честно платит налоги, получаем награды как добросовестный налогоплательщик уже в четвертый раз. Конечно, администрированием налогов занимаемся внимательно и тщательно. Из систематических вопросов, требующих решения на законодательном уровне, могу выделить вопрос присутствия Республики Узбекистан в перечне низконалоговых юрисдикций. Узбекистан – это сложная юрисдикция, но мы всё же экспортируем свою продукцию несвязанным компаниям и получаем валютную выручку, платим налоги и создаем рабочие места в Украине. При этом узбекские компании не публикуют отчетность и не предоставляют ее для общедоступных баз данных, что создает определенные сложности с подготовкой документации по трансфертному ценообразованию по этим операциям. Считаю, что при операциях с несвязанными компаниями в подобных юрисдикциях бывшего СССР правила трансферпрайсинга только обременяют администрирования налогов.

Назад на главную