Кто занимается созданием контента для соцсетей? У вас работает своя команда диджитальщиков и SMM-щиков или вы аутсорсите это агентству?
В нашей команде есть специалисты по внешним и внутренним коммуникациям, по работе со СМИ, есть SMM-щик и дизайнер. Ведение Facebook-странички мы аутсорсим, но создаем контент и контролируем его сами.
Коммуникации вашей компании направлены на две аудитории — B2C и B2B. И, скорее всего, месседжи, которые вы доносите разным аудиториям, у вас разные.
Потребителям мы доносим то, что наша продукция качественная и эффективная. Это самый главный наш месседж, за которым стоят годы разработок, исследований, инвестиций и высоких технологий. Сегодня «Фармак» — это современная устойчивая компания, которая развивается в соответствии с последними трендами. Диджитализация, информационные технологии, устойчивое развитие — тот путь, по которому «Фармак» идет уже давно. У нас хорошая экспертиза в этом направлении, и мы охотно делимся опытом.
У нас есть месседжи, которые характеризуют нас как бизнес. Это и для B2B-, и для B2C-коммуникаций. Мы единственные из фармы, кто вошел в сотню крупнейших налогоплательщиков. У нас прозрачная система оплаты труда и конкурентная зарплата. Есть мотивационные программы, направленные на развитие персонала компании, а также программа по работе с вузами.
Нашу надежность и устойчивость подтверждает многолетний опыт сотрудничества с ЕБРР. И вообще, тема устойчивости в последнее время приобрела новый смысл для нас. Во времена политической и экономической турбулентности бизнес должен давать людям чувство уверенности и стабильности. Мы как раз такой островок надежности, который постоянно развивается и семимильными шагами идет в Европу, при этом оставаясь в Украине.
Какие шаги предпринимаете в направлении устойчивого развития? Насколько сложно в Украине «продать» эти ценности руководству и следовать им?
Я пропитана идеей устойчивого развития, наверное, еще со студенческой скамьи. Очень трудно сейчас вспомнить, почему так получилось. Но потом, где бы я ни работала, так или иначе касалась темы устойчивости и каждый раз убеждалась в том, что такие проекты — одни из самых репутабельных для компании.
В фармацевтике работать в направлении устойчивого развития сложно. В принципе для любой украинской компании, не имеющей опыта работы за границей, это непросто. Потому что люди и компании в Украине сосредоточены на выживании в непростых рыночных и политических условиях, и думать об устойчивости у многих не хватает времени и сил.
Но мы в «Фармак» убеждены, что устойчивость — это то, с чего начинается репутация, поэтому мы взяли это направление за основу и сформировали свою стратегию устойчивого развития, которая коррелируется с глобальными sustainable-ценностями. Мы уже давно работаем по этим принципам — фармацевтика по-другому работать не может, тем более фармацевтика европейского уровня. Но системные проекты в национальных масштабах сформировались только два года назад.
Поскольку мы химическое производство, то приоритетными являются проекты в сфере экологии. Мы построили новые линии по производству активных фармацевтических ингредиентов в Шостке и оснастили их самым современным оборудованием и очистными сооружениями.
Мы считаем, что воспитывать в обществе экологичность и осознанность нужно со школьной скамьи, поэтому начали это делать с учениками 8-11 классов в проекте «Экошкола». «Фармак» выпустил уникальную методичку, которую одобрило Министерство образования и науки Украины как рекомендованную литературу для учеников старших классов.
Мы сами проводим лекции и совмещаем знания в области экологии с проектным менеджментом. Дети предлагают проекты, направленные на минимизацию финансовых расходов школ путем применения экологических стандартов. Лучшие проекты получают мини-гранты от «Фармак» на реализацию. Один из победителей предложил устанавливать сенсорные краны. Суть такова: школьники младших классов не выключают за собой воду, дети посчитали, сколько школа теряет денег из-за этого и какую экономию принесет установка сантехники на фотоэлементах. Мы реализовали этот проект, первого сентября дети пришли в школу и увидели, что краны уже стоят. Это стимулирует детей предлагать новые идеи.
Мы пропагандируем здоровый образ жизни. Проводим регулярный забег «Фармак» — бег для здоровья», который ежегодно проходит в Шостке в День города.
Компания развивает волонтерское движение, так как понимает, что людям важно самовыражение, и их активная жизненная позиция должна приносить пользу другим.
Мы единственная фармкомпания Украины, которая стала членом глобального договора ООН в Украине. Это значит, что «Фармак» ежегодно будет отчитываться перед ООН о результатах работы в направлении устойчивого развития.
Назовите основные шаги по работе с кризисными коммуникациями.
Прежде всего, нужно предпринимать шаги, чтобы кризиса не случилось.Ты должен понимать, что можешь сделать, чтобы минимизировать репутационные риски и предупредить их. Это самое первое — мониторинг потенциальных кризисных ситуаций, в которых может оказаться компания. Ты всегда должен быть на чеку, понимать, что может угрожать твоей репутации, работать до того, как начнется кризис.
Если этого не удалось сделать, нельзя прятать голову в песок. Молчание — это самое худшее, что может сделать пиарщик в кризисной ситуации. Ты —лицо компании, поэтому должен донести своей аудитории позицию компании по тому или иному поводу, аргументировать ее. У пиарщиков есть своя целевая аудитория — это журналисты и ЛОМы, соответственно, нужно иметь пул изданий, через которые вы сможете объяснить, что случилось, и рассказать о причинах.
Самое главное — успокоиться. Понять, что от кризиса никто не застрахован, а паника никогда не приводит к эффективности. В кризис пиарщик должен быть самым спокойным человеком в компании. Все каналы коммуникации — это твой арсенал, и, соответственно, на них молниеносно должна появляться информация, которая нужна компании.Меня в свое время учили, что конфликт — это болезнь общения. Открытость и коммуникации помогут «вылечиться» и вывести компанию из кризиса.