Jun 24, 2013

Послы корпораций

Рост значимости корпоративных социальных проектов привел к появлению в компаниях новой должности — менеджера по КСО. «Инвестгазета» опросила пятерых из них и выяснила, где они приобрели опыт, какие задачи решают и как оценивают эффективность своих проектов

Менеджеров по корпоративной социальной ответственности в Украине всего несколько десятков. У них нет специального образования, а опыт и знания они получают из кейсов западных компаний и на специализированных конференциях. В прошлом они -руководители проектов, аналитики, PR-менеджеры, юристы и маркетологи. Но управление КСО-проектами компаний считают своим призванием.

Отсутствие специализированного образования — это не «болезнь роста». По подобному сценарию развивается карьера менеджеров социальных проектов во всем мире. Согласно исследованию Boston College Center for Corporate Citizenship, 93% американских специалистов в КСО – выходцы из других отраслей, часто из области коммуникаций. Так, 24,2% менеджеров пришли из PR, для 22,6% — из корпоративных коммуникаций, а 23,9% — из маркетинга. Но лишь 19,9% менеджеров КСО в США получили дипломы об образовании в области социальной ответственности.

В Украине КСО уже начали изучать в вузах Украины, но действующим специалистам приходится самостоятельно искать пути для получения и подтверждения знаний. В декабре 2012 года Ekonomika Communication hub и Центр «Развитие КСО» открыли CSR Academy — первый в Украине и странах СНГ образовательный проект в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. В июне 2013-го выпускники получили свои первые сертификаты в сфере управления КСО.

Наталья Гнилицкая менеджер по КСО компании СКМ

Об обучении и опыте:

До назначения на должность менеджера по КСО я занималась проектным менеджментом. Часто эти проекты были социальными, поэтому опыта было достаточно. В Украине КСО как учебная дисциплина только начинает жить. СКМ в 2009 году выступила инициатором процесса по внедрению КСО-дисциплины в учебные программы вузов. Сегодня все больше компаний стремятся поддерживать социально ответственный имидж, поэтому все чаще возникает запрос на подобных специалистов.

Об эффективности КС0-проектов:

Для нас важно, чтобы социальные инвестиции приносили практическую пользу тем целевым аудиториям, на которые они направлены. Мы хотим, чтобы в городах нашего присутствия были созданы благоприятные условия для труда и отдыха. Для нас важно создавать рабочие места, причем как на наших предприятиях, так и в организациях, у которых мы закупаем товары и услуги. Мы хотим развивать бизнес-среду, позитивно влиять на развитие общества. Когда эти цели достигаются, можно говорить об эффективности КС0-проектов.

О задачах:

Задачи ставятся амбициозные, причем во всех семи направлениях КСО компании — от работы с сотрудниками и корпоративного управления до энергоэффективности и развития регионов присутствия.

Азиза Хамидова менеджер по КСО «1+1 медиа» Об обучении и опыте:

Еще со студенческих времен меня привлекала концепция социально-этического маркетинга, что в большей степени предопределило мой научный и профессиональный интерес к КСО. Большинство своих теоретических знаний я получила изучая американские и европейские интернет-ресурсы. А изучить украинский и зарубежный опыт КСО помогла работа в информационном проекте, посвященном КСО — CSR Journal. Собственные проекты социальной ответственности я начала реализовывать в 2011 году в компании UFM Group, где запустила ряд инициатив, среди которых была программа стажировки для молодых специалистов. В конце 2011 года UFM Group была отмечена наградой Национального конкурса бизнес-кейсов по КСО в номинации «Трудовые отношения».

Об эффективности КСО-проектов:

Показатели эффективности мы определяем исходя из основных целей проектов. Степень достижения цели в основном и определяет результативность проекта. Мы используем как количественные, так и качественные методы оценки. Это связанно с тем, что результат некоторых проектов не всегда можно выразить «в цифрах», как, например, в «зеленых» проектах, где достаточно легко можно измерить экономическую эффективность, связанную с ресурсосбережением.

О задачах:

Разработка и внедрение стратегии КСО «1+1 медиа», координация социальной активности подразделений и каналов группы, взаимодействие с национальными и международными профильными учреждениями, а также подготовка информации и освещение социальной ответственности «1+1 медиа».

Анна Таранцова менеджер по защите окружающей среды «Тетра Пак»

Об обучении и опыте:

По образованию я аналитик международной информации. Азы КСО начала осваивать в компании «Тетра Пак», в основном опираясь на ее опыт — «Тетра Пак» является подписантом Глобального договора ООН с 2001 года. Также я изучала опыт других компаний, пользовалась теми рекомендациями, которые были разработаны сетью Глобального договора в Украине. В 2012 году компания стала членом Центра «Развитие КСО», благодаря встречам и круглым столам которого слежу за всеми новостями в области социальной ответственности. Также максимально стараюсь посещать другие мероприятия, посвященные тематике КСО, которых в Украине с каждым годом проходит все больше.

Об эффективности КСО-проектов:

Специально эффективность КСО-проектов мы не измеряем. Очень часто они являются частью маркетинговых или HR-проектов, поэтому их результативность измеряется в привязке к конкретным мероприятиям. Если же мы проводим исключительно социальные проекты, например, образовательную программу для школьников, то ориентируемся на оценку целевой аудитории. К примеру, опрашиваем директоров школ о том, насколько полезной они считают программу.

О задачах и результатах:

В соответствии с глобальной стратегией «Тетра Пак» до 2020 года в ближайшие десять лет были поставлены важные задачи, сконцентрированные в трех ключевых областях: снижение воздействия на окружающую среду, использование экологически эффективных инновационных продуктов и удвоение мирового уровня переработки использованных картонных упаковок от напитков. В Украине в 2012 году было переработано 3826 тонн использованной упаковки «Тетра Пак», что на 22% больше показателей 2011-го.

Татьяна Пецко менеджер программ КСО «Киевстар»

Об обучении и опыте:

КСО я училась на практике, используя весь предыдущий опыт и активно добирая новые знания. Пригодились и квалификация юриста, и степень МВА. Сейчас получаю отраслевые знания — с ноября 2012 года являюсь студенткой Института Public Relations (CIPR).

06 эффективности КСО-проектов:

Для оценки результатов социальных программ «Киевстар» разработал систему регулярного мониторинга. Она позволяет понять, какой процент целевой аудитории охватила программа, каково восприятие наших социальных инициатив, насколько изменилась динамика воздействия на решение проблемы в обществе. Также мы отслеживаем, насколько возросла репутация компании после реализации каждого социального проекта, сколько волонтеров и социальных партнеров присоединились к проекту.

Отдельные KPI включены в оценку деятельности сотрудников — координаторов программ. Источниками информации являются отчеты по проектам программы, мониторинги СМИ, опросы сотрудников и целевых аудиторий, исследования таких организаций, как Reputation Institute, Институт социологии НАН Украины, UNICEF, GFK, TNS и др.

О задачах:

Прежде всего — это разработка КСО-стратегии, социальных и благотворительных программ с дальнейшей их реализацией. Важен и успешный диалог между компанией и всеми заинтересованными сторонами, который открывает возможность для успешной реализации социальных проектов компании. При планировании проектов необходимо тесно работать с менеджером внутренних коммуникаций, самому участвовать в волонтерских проектах, прислушиваться к мнению коллег.

Алексей Яцюк менеджер по КСО «Фармак»

06 обучении и опыте:

Основной источник знаний для менеджера по КСО — это, как ни банально, реальная практика реализации целей и задач в этой сфере. Мне повезло работать в лучших украинских компаниях — лидерах своих отраслей, а мой опыт работы в КСО — без малого пять лет. Для поддержания уровня знаний всегда нужно принимать активное участие в мероприятиях и конференциях, на которых можно обменяться опытом с коллегами. Кроме того, я придерживаюсь правила: обязательно раз в неделю читаю отчет об устойчивом развитии одной из транснациональных компаний, делаю его анализ и узнаю, таким образом, много интересного для себя.

06 эффективности КСО-проектов:

Под каждый проект есть свой набор критериев эффективности. Например, для волонтерских проектов мы считаем количество участников и результат их работы. В акции «Сделаем Украину чистой» более ста наших сотрудников вышли на уборку территории в Киеве и собрали свыше 450 мешков мусора, что было значительно больше наших первоначальных ожиданий. Но нужно понимать, что для многих проектов критериями эффективности будут совсем другие параметры.

О задачах:

У «Фармак» есть стратегия по КСО. Этот документ задает основные векторы работы и пять целей: внедрение практик КСО в сферу управления персоналом, снижение экологического влияния, повышение эффективности социальных затрат, продвижение принципов КСО и этических деловых практик, повышение прозрачности деятельности компании. Моя задача — перевести их в плоскость практической реализации.

Алена Гриневская

delo.ua

Назад к Фармак в СМИ

Ещё больше публикаций