100 років якості Farmak

Евгения Поддубная

Директор по корпоративным коммуникациям

Янв 25, 2021

Три причины почему не доверяют украинскому производителю лекарств

За годы независимости Украины структура экспорта украинской фармацевтической продукции существенно изменилась. Если в начале доля бывших советских стран составляла приблизительно 86%, то теперь почти 35% продукции отечественной фармы экспортируется в другие страны: Бразилию, Австралию, страны-члены ЕС и др. Всего – почти в 50 стран мира.

Речь идет не только о поставках собственных лекарств, но и о контрактном производстве для известных европейских компаний. Например, те же немцы у украинских компаний заказывают производство препаратов, которые потом продают на своем рынке и экспортируют в другие страны.

То есть страны со строжайшим регулированием доверяют украинским препаратам. А вот украинцы ставят под сомнение.

Почему же в Украине не доверяют национальному производителю?

Причина номер ОДИН: укоренившиеся за годы басни

То, что все заграничное лучше отечественного – история еще периода СССР. История, которую передают из поколения в поколение. Во времена плановой экономики западные государства жили здесь по принципам рыночной экономики.

То есть большее разнообразие товаров, лучший контроль качества и другие элементы борьбы за потребителя. А когда СССР развалился, наши люди, во-первых, уже были уверены, что все заграничное – лучше; а во-вторых, отечественные производители не были готовы к тому, чтобы сразу конкурировать на равных.

Международные компании, пришедшие в начале 1990-х, в том числе, на украинский рынок, знали толк в рекламе, маркетинге. И они более эффективно использовали медийное поле.

Но если бы украинские фармкомпании не учились и не развивались, то уже давно исчезли бы с рынка. А они не только не исчезли, но и успешно работают на зарубежных рынках.

Лидеры украинской фармацевтической отрасли экспортируют препараты на развитые международные рынки, включая США, страны ЕС, СНГ и Азии, имеют целый ряд зарегистрированных в ЕС лекарственных средств. К примеру, для лечения пациентов, госпитализированных с COVID-19, страны ЕС закупают у украинских производителей отдельные лекарственные средства даже без регистрации и полного досье. Потому что доверяют нашему качеству.

То есть то, что заграничные лекарства качественнее украинских, – это стереотип, не соответствующий действительности.

Причина номер ДВА: отсутствие фокуса государства на развитии собственного научного и производственного потенциала

Однажды Япония решила, что ей нужна собственная автомобильная отрасль. И фабрика по производству автоматических ткацких станков, через историю многочисленных финансовых крахов и дизайнерских поражений, преобразовалась в компанию-гиганта, которая предлагает водителям всего мира «управлять мечтой».

Роль правительства Японии в этой метаморфозе сложно переоценить. На момент, когда Toyota еще выпускала швейное оборудование, в Японии уже были представительства и производственные площадки раскрученных автомобильных брендов. Toyota проигрывала снова и снова, отзывала продукцию с экспортных рынков, а правительство страны продолжало финансировать и стимулировать развитие компании. Потому что верило.

А вот в Украине создается впечатление, что государство в отечественную фармацевтическую отрасль не верит (а до недавнего времени казалось, что еще и борется с ней). Никаких налоговых стимулов, защиты инвестиций в R&D, отсутствие финансирования развития фундаментальной науки и исследований и т.п. В отличие от всего цивилизованного мира, который по этому пути идет много лет.

В мире, например, активно применяют инструменты прямого и косвенного финансирования государственных инвестиций в фармацевтические R&D проекты. Среди наиболее распространенных инструментов прямого финансирования – гранты (Австрия, Испания, Италия, Эстония).

Также популярностью пользуется долговое финансирование (Польша, Португалия), программы государственных закупок для R&D и инноваций (Эстония, Швеция), Программа исследований инноваций малого бизнеса (SBIR) в США и т.п.

Среди инструментов косвенного государственного финансирования наиболее распространенными являются льготы на налог на прибыль предприятий или на доходы физических лиц или ЕСВ. Эти стимулы являются недискриминационными и мотивируют бизнес вкладывать средства в R&D, освобождая от налогообложения рискованные инвестиции в инновации.

Почему так? Потому что вопрос здоровья населения – этот вопрос национальной безопасности. И нелогично ставить вопрос национальной безопасности в прямую зависимость от иностранных производителей. Собственно, мировой кризис, связанный с пандемией, показал, что закрытие границ, срывы в поставках лекарств и субстанций, ограничение экспорта лекарств странами – это не гипотетический, а вполне реальный сценарий. Стоит задуматься.

В условиях экономического кризиса и дефицита госбюджета, конечно, в Украине сейчас речь  может идти лишь об инструментах косвенного финансирования – налоговых стимулах. Но они необходимы украинской фармацевтике. И украинскому потребителю, для которого это будет четким сигналом от власти: с отечественными лекарствами все обстоит хорошо, мы верим в потенциал и будем развивать свое.

Причина номер ТРИ: отсутствие «one voice» в индустрии

В Украине 144 производителя лекарств. Все они разные. Все они на разном расстоянии от условного «золотого стандарта» добропорядочности, If you know what I mean. Но это не означает, что в Украине нет фармацевтических компаний европейского уровня.

И все эти 144 компании конкурируют с мировыми гигантами, за которыми стоит «мощный» постулат: «Иностранное – лучше!». Если брать ресурсные возможности – очевидно, что это похоже на борьбу Давида с Голиафом.

И чтобы держать долю рынка, значительный процент коммуникационного бюджета идет на нужды маркетинга. А коммуницировать репутацию категории «украинская фармацевтика», работать с ее репутацией просто не успевают. Дескать, если еще 100 500 пачек не продадим – не будет о чем коммуницировать. Так и живем.

Какой же выход?

Выход остается один. Это системные, взвешенные, ответственные коммуникации:

Постоянный диалог с государственными органами на принципах прозрачности и открытости, европейского вектора

Назад на главную