Feb 03, 2020

Focus: Less is better

Original article:

Фармацевтической компании «Фармак» удалось преодолеть тяготеющее над промышленностью постсоветских стран проклятие низкой энергоэффективности и высокого уровня выбросов. Благодаря экологически ориентированной модернизации производства предприятие снизило себестоимость продукции и с оптимизмом смотрит в будущее

«Наш дом всё ещё в огне. Ваше бездействие с каждым часом разжигает пламя. И мы всё ещё призываем вас паниковать и действовать так, как если бы вы любили ваших детей больше всего на свете», — эмоционально заявила юная экоактивистка Грета Тунберг на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Во многом её призыв немедленно и полностью отказаться от ископаемых видов топлива, чтобы остановить глобальные изменения климата, звучит как юношеский максимализм. Однако очевидно и то, что в ближайшее время бизнесу, в том числе украинскому, и в особенности промышленности придётся привыкать к растущей экологической ответственности: снижению энергопотребления и уровня выбросов в окружающую среду.

Потребительские настроения неумолимы. На том же форуме в Давосе менеджеры нескольких глобальных корпораций независимо друг от друга озвучивали одну и ту же мысль: с потребительских рынков уходит старшее поколение, которое в молодости могло лишь мечтать о покупке качественных вещей и для которого качество приобретаемой продукции — сам по себе достаточный критерий выбора. Экономически активная молодёжь с детства настолько «разбалована» качеством, что ей хочется чего-то большего, некой захватывающей истории от производителей приобретаемых ею товаров, в том числе истории о проявлении ими заботы об окружающей среде.

Да и тренд ужесточения регуляторного давления на бизнес касательно снижения уровня выбросов налицо. К примеру, в декабре прошлого года лидеры европейских стран согласились с необходимостью подписать «Зелёное соглашение» — документ, предполагающий превращение Европы к 2050 году в «климатически нейтральный» регион, хозяйственная деятельность в котором не влияет на глобальное изменение климата. Достижение этой цели в первую очередь предполагает снижение выбросов в атмосферу парниковых газов. Украина, стремящаяся присоединиться к европейскому сообществу, не сможет остаться в стороне от этих изменений.

Как это обычно бывает в бизнесе, рыночное преимущество получает тот, кто первым уловил тренд и стал ему следовать. Тем более, как показывает пример «Фармак», в экологически ориентированной модернизации производства для украинских компаний нет ничего непосильного. Главное — желание и системность.

«Курс на экологическую модернизацию «Фармак» взял ещё в начале 2000-х. Тогда на предприятии построили систему экологического менеджмента. Экологические приоритеты в производстве стали неизменной частью философии компании. С тех пор общие принципы управления предприятием лишь дополнялись новыми системами, улучшающими его экологичность и энергоэффективность, — рассказывает Павел Павлик, операционный директор «Фармак». — С уверенностью можно сказать, что «Фармак» не изменяет идее экоориентации производства вот уже 20 лет».

Инвестиции в экомодернизацию производства позволяют «Фармак» сокращать производственные затраты, а значит, становиться более эффективным и конкурентоспособным.

Сэкономленное — значит заработанное

Как поясняет Олег Супрунович, главный энергетик «Фармак», с 2014 года на предприятии ежегодно разрабатывают особый документ — «Программу по энергосбережению», в которой прописаны текущие проекты по снижению потребления энергоресурсов. Общее количество подобных проектов «Фармак» приближается к сотне. «Мы начинали с очевидных вещей: термомодернизации зданий, перехода на LED-освещение, установки частотных преобразователей — оборудования, которое позволяет адаптировать параметры электросети к изменяющейся нагрузке, тем самым уменьшая потери электроэнергии», — говорит Супрунович.

После того как устранили очевидные причины нерационального использования энергии, в «Фармак» занялись более сложными преобразованиями: оптимизацией работы систем воздухотехники, усовершенствованием инженерных систем и технологических процессов, — рассказывает энергетик. По словам Супруновича, эти меры уже в 2014-2015 годах помогли снизить более чем на 30% потребление газа предприятием. Если же говорить в целом, то за прошедшие с начала внедрения энергосберегающей программы годы «Фармак» открыл два новых производственных участка и несколько лабораторий, но при этом потребляет газа на 23% меньше, чем в 2013 году.

Ещё один масштабный проект «Фармак» в области энергосбережения — модернизация котельных. С 2015 года потребление электроэнергии «кочегарками» «Фармак» уменьшилось на 30%. А выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились почти в шесть раз. Лишь по Киеву в прошлом году «Фармак» добился снижения уровня выбросов почти на 13%.

Супрунович поясняет, что добиться столь впечатляющих результатов удалось путём системных инвестиций в реконструкцию котельных. За 2015-2018 годы компания потратила на это более 80 млн грн.

Простой пример: в 2019 году «Фармак» доукомплектовал одну из своих котельных дополнительным утилизатором тепла (устройство, позволяющее охлаждать выбрасываемые котельной газы, используя их энергию для дополнительного нагрева воды). Лишь за счёт этого компания за год сэкономила 100 тыс. куб. м газа. К слову, «Фармак» решил поддержать отечественного производителя и приобрёл утилизатор тепла украинского производства. Оказалось, что это оборудование не только в два раза дешевле европейских аналогов, но и эффективнее.

Много внимания в «Фармак» уделяют также грамотной утилизации отходов. По словам Олега Супруновича, количество отходов, которые компания передала на утилизацию в прошлом году, увеличилось на 11,4% по сравнению с 2018-м. Кроме того, «Фармак» пристально следит за работой подрядчиков при демонтаже ветхих зданий. Образующийся при этом мусор сортируют и то, что можно, передают на вторичную переработку.

Сплошная выгода

Конкурентные преимущества «Фармак» от внедрения экоориентированной стратегии не ограничиваются лишь экономией энергоресурсов. Стремление сократить потребление энергии заставило менеджмент компании тщательно проанализировать производственные процессы и оптимизировать их. Это, в свою очередь, позволило сократить время, необходимое для выпуска единицы продукции, а значит, снизить её себестоимость. Такая работа, по словам Павла Павлика, требует много усилий, однако приносит хорошие результаты. Главное, как поясняет менеджер «Фармак», не перегнуть палку и соблюсти баланс между экологическими приоритетами и надлежащим качеством продукции.

«Оптимизация производства положительно влияет на экологические показатели. Однако такие плоды не даются просто — важно не нарушить нормы надлежащей производственной практики GMP [свод технологических норм, которых следует придерживаться фармацевтическим компаниям, чтобы их продукцию допустили как на отечественный, так и на мировые рынки]. Убедиться, что оптимизация не ухудшит качество и эффективность продукта, создать или скорректировать существующие процедуры и при необходимости сообщить регуляторным органам и партнёрам об изменениях», — отмечает Павлик.

«Трудно посчитать, сколько это стоит, ведь к оптимизационным мероприятиям привлечена большая часть работников. Сотни, а то и тысячи часов потрачены с единственной целью — сделать нашу продукцию более доступной, качественной и высокоэффективной», — подытоживает менеджер.

Впрочем, эти усилия тоже экономически оправданны. Как поясняет Павлик, жёсткое следование добровольным экологическим стандартам существенно облегчает экспансию на новые рынки, в особенности стран ЕС. «Международные инспекции, которые часто посещают наше предприятие, придерживаются европейского подхода к вопросам экологии. Он заключается в том, что предприятие, соответствующее строгим требованиям GMP, априори выполняет все экологические требования. Как правило, такие вопросы даже не задают».

По словам Павлика, для представителей регуляторных органов всё становится ясно уже при изучении документации во время проведения инспекции производственной площадки, без которой препарат не может быть допущен на новый рынок. «Инспектора тщательно проверяют, как утилизируют отходы, как очищают выбросы. С начала знакомства с предприятием они видят широкий перечень международных стандартов, которым соответствует «Фармак». Среди них и экологический менеджмент, и охрана труда, и менеджмент системы качества. Поэтому гости не сомневаются, что вопросы экологии на «Фармак» на должном уровне. К примеру, при аудите сразу видно, что за прошлый год лишь на утилизацию опасных отходов мы выделили 1,27 млн грн. А потраченные средства — не единственный показатель», — поясняет Павлик.

Новая волна

Как говорилось в начале, молодые потребители придирчивы к экологическим характеристикам выбираемых ими товаров. «Фармак» решил пойти ещё дальше и самостоятельно формировать у украинских школьников ответственное отношение к окружающей среде.

В 2018-м компания в Шостке, где расположена производственная площадка по изготовлению активных фармацевтических ингредиентов, запустила образовательный проект «Экошкола». В нём участвовали девять школ города. Ученики 8-11 -х классов на протяжении восьми месяцев думали над глобальными вопросами экологии и учились применять теоретические знания для продвижения локальных инициатив. Лучшие проекты, направленные на уменьшение влияния на окружающую среду конкретной школы, получили необходимое для их реализации финансирование.

В прошлом году к проекту «Экошкола» присоединились 10 школ Киева. А в этом году инициатива ушла в онлайн. Каждый школьник 6-11-х классов может зарегистрироваться на платформе дистанционного обучения ecoschool.com.ua. Ученики прослушают 12 лекционных занятий и сдадут контрольные тесты. Также для своих учеников «Фармак» обещает организовывать вебинары с участием ведущих экспертов по экологии. В конце курса три лучших экопроекта от школ получат необходимое для их реализации финансирование.

«За два года существования проекта более 200 учеников из Киева и Шостки прошли обучение и изменили своё отношение к окружающей среде. Они стали послами экологической культуры в Украине. «Фармак» как европейская компания следует принципам устойчивого развития. Мы делаем эффективные лекарственные средства доступными каждому украинцу. Мы заботимся об уменьшении воздействия на окружающую среду у себя на производстве и думаем об улучшении состояния экологии в Украине», — с гордостью говорит Елена Зубарева, руководитель департамента внешних коммуникаций «Фармак».

Компания не собирается останавливаться на достигнутом. В этом году она планирует реализовать несколько новых проектов в области энергоэффективности и защиты окружающей среды. Среди них — строительство современных очистных сооружений на производственной площадке в Киеве и закупка энергоэффективного оборудования для нового корпуса, где будут производить лекарства в ампулах. И это лишь начало большой истории. Той самой, которой от компании так ждут её партнёры и клиенты.

 

Back to Farmak in the media