Dec 21, 2020

Mc.today: The Farmak project for UAH 4 million teaches schoolchildren to protect nature. What does it give business

Article in the original language:

Площадь свалок в Украине достигла размеров всех заповедников страны вместе взятых, а площадь засушливых и очень засушливых земель уже через 30 лет грозит разрастись на 20–30%.

В спецпроекте с компанией «Фармак» автор MC.today Наталия Соловьева рассказывает, насколько серьезно в Украине загрязнена окружающая среда, как нынешние школьники могут изменить ситуацию, а бизнес – им помочь.

Неужели так сложно хотя бы донести мусор до урны?

Несколько раз в неделю я выхожу на пробежку. Часто ранним утром – мне нравится пустой город и легкая рассветная дымка. Но есть кое-что, что мне не нравится – горы мусора, которые я встречаю буквально везде: в парках, скверах, во дворах жилых домов, на набережных, пляжах и городских площадях.

Я стою на Почтовой площади, где как раз заканчивается моя утренняя тренировка. Мимо проходит мужчина с сигаретой. Не задумываясь, он выбрасывает окурок в ближайшую клумбу. На мое замечание мужчина только огрызается: «А куда мне еще его девать?» Он такой явно не один – на клумбе, рядом с цветами, лежит уже с десяток окурков.

Спускаюсь по ступеням к воде, чтобы выпить кофе. Навстречу идет парочка. Замечаю, что они оставили после себя пустую бутылку игристого, пластиковые стаканчики и какие-то пакеты.

«Простите, но вы не убрали за собой мусор», – говорю я им вслед. Ребята удивленно оглядываются: «Да тут сейчас все уберут дворники, все равно его девать некуда».

Они пожимают плечами и уходят. Я беру бутылку, собрать остальное не успеваю – ветер сдувает стаканчики и пакеты в воду. Скорее всего, в Днепре они поведут следующие несколько сотен лет. Как и много другого мусора.

Каждый украинец «производит» 10 тонн мусора в год

Мне 24, и большую часть своей жизни я не задумывалась об экологии или осознанном потреблении – часто использовала одноразовые пакеты и посуду, не сортировала мусор, могла не гасить свет, выходя из комнаты. В школе об этом или не говорили совсем, или говорили скучно и непонятно. Максимум, которому меня научили родители, – выбрасывать мусор в урну. Тогда я еще не знала, что этого недостаточно.

Одна из наших самых острых экопроблем – мусор. Год назад на каждого жителя Украины приходилось больше 10 тонн. Из этого огромного количества перерабатывают только чуть больше 3% – все остальное вывозят на свалки. Там отходы начинают разлагаться, загрязняя грунт и грунтовые воды. Еще в мусорных пластах образовывается газ метан. Именно из-за него в мае 2016 года произошел крупный пожар на Грибовицком полигоне возле Львова. В борьбе с огнем тогда погибли четыре спасателя.

Не лучше обстоят дела с водой. Ежегодно различные предприятия сбрасывают в водоемы около 1 млрд куб. м неочищенных сточных вод. Еще, по прогнозам экспертов, из-за изменений климата и повышения средней температуры к 2050 году площадь засушливой и очень засушливой зоны в Украине может увеличиться на 20–30%.

Загрязнение окружающей среды – глобальная проблема. Долгое время потребление росло, но урон не был очевиден. Казалось, что запас прочности природы безграничен. Теперь человечеству нужно учиться жить по-новому, изменить подход к производству и потреблению. Многие правительства и компании уже пошли по этому пути, но их все еще слишком мало для того, чтобы эффект был ощутимым.

Экологи возлагают большие надежды на подрастающее поколение. Хороший пример, как дети могут влиять на ситуацию, – история шведской школьницы Греты Тунберг, которая в свои 15 лет заставила весь мир говорить об угрозах глобального потепления. В Украине дети тоже растут более осознанными: мои младшие братья-школьники, которым сейчас 10 и 13 лет, начали использовать экосумки намного раньше меня. Но пока что это все-таки не массовое явление.

Как нам может помочь экообразование для школьников

В фармацевтической компании «Фармак» тоже уверены, что спасти ситуацию под силу как раз детям. Но для этого нужно уже сейчас рассказывать им о загрязнении природы и что к этому привело.

Елена Зубарева, руководитель департамента корпоративных коммуникаций и устойчивого развития компании «Фармак»

«Экологическое образование для школьников – это то, что поможет сформировать новое, экологически осознанное общество», – говорит Елена Зубарева, руководитель департамента корпоративных коммуникаций и устойчивого развития компании «Фармак».

В 2017 году Елена вместе специалистами общественной организации «Зелена хвиля» взялась за разработку образовательного офлайн-курса для детей по экологическим темам – так появилась «Экошкола». В пилотном сезоне участвовали девять школ Шостки Сумской области, где находится один из заводов «Фармак». Занятия шли два месяца, по выходным.

«Мы показываем, что такое природа, как человек на нее влияет, какие сегодня есть глобальные проблемы современности и как их решить, – рассказывает Елена. – Показываем, что простые действия даже одного человека могут изменить мир к лучшему. Можно, например, отказаться от трубочки в кафе или ходить за покупками с многоразовой сумкой».

Потом в компании поняли, что офлайн много школьников охватить не смогут. Поэтому вместе с организацией «Зелена хвиля» «Фармак» запустил онлайн-платформу. Курс разрабатывали полгода, он состоит из 12 модулей, которые включают видеоуроки, лекции и тесты. Обучение на онлайн-платформе проходит на протяжении учебного года, с сентября по май. На момент начала карантина в Украине онлайн-курсы проходили почти шесть тысяч детей.

 

«Мы видим результаты. Дети, которые прошли обучение в «Экошколе», спрашивают родителей перед отъездом в отпуск: “А ты свет выключила?”, “Все из розеток достала?” Мне и самой трудно куда-то уехать и что-то оставить включенным – дочка все проверяет», – говорит Елена Зубарева.

За почти три года в «Экошколу» компания вложила больше 4 млн грн. Деньги пошли на разработку программы, учебную платформу и гранты школьникам-победителям на реализацию проектов.

«Мы не планируем возвращать инвестиции или как-то зарабатывать на проекте. Мы хотим, чтобы он жил. Потому что рациональное использование природных ресурсов – одна из составляющих устойчивого развития и роста и страны, и бизнеса», – отмечает руководитель департамента корпоративных коммуникаций и устойчивого развития компании «Фармак».

Крутят педали – заряжают смартфоны

В конце курса школьники разрабатывают свои проекты. Тематика может быть самой разной – главное, чтобы благодаря им школа стала более экологичной. Отвечает этой цели проект или нет – определяет комиссия из экспертов в сфере экологии.

Пятнадцать таких проектов уже реализовали. Например, в одном из учебных заведений Шостки школьник на грант создал велосипед, который заряжает гаджеты. «Велосипед генерирует энергию и заряжает смартфоны или планшеты – по-другому в этой школе их зарядить нельзя. Только если заняться спортом и крутить педали», – рассказывает Елена.

В другой школе Шостки тоже по проекту выпускника «Экошколы» поставили сенсорные краны на умывальники в столовой, где дети постоянно забывали выключать воду. Они включаются и выключаются, реагируя на движение.

«Это наглядно показало, как можно экономить благодаря технологиям – воды стали тратить на 50–70% меньше. А еще это гигиенично – школьники не трогают краны», – отмечает Елена.

Еще один успешный проект – инфракрасный инкубатор в одной из киевских школ. Там дети выращивают растения, которые занесли в «Красную книгу» Украины, и ухаживают за ними. С помощью инкубатора школьники поддерживают условия, в которых они могут расти.

Елена рассказывает, что в «Фармаке» выдают три гранта в год на проекты, занявшие три первых места. Победители могут получить до 25 тыс. грн, но в компании хотели бы увеличить количество грантов и их суммы.

«Это станет возможным, если к инициативе «Экошколы» присоединятся другие бизнесы. Партнерами может быть и крупный бизнес, и частные предприниматели – мы готовы рассматривать разные форматы сотрудничества», – говорит Елена.

В ближайших планах компании – создать на сайте школы что-то вроде биржи, на которой дети смогут «торговать» проектами. Если какому-то бизнесу или предпринимателю он понравится – они смогут заплатить за его реализацию в школе автора проекта.

«Современные дети – это поколение, для которых экология станет одним из главных факторов при принятии решений: об устройстве на работу, управленческих решений, решений, как жить, – считает Елена Зубарева. – Сегодня дети смотрят этикетку и знают, какой символ что обозначает; насколько экологична упаковка. Они действительно способны спасти планету, и им нужно в этом помочь».

 

Проект «Фармак» за 4 млн грн учит школьников беречь природу. Что это дает бизнесу

Back to Farmak in the media