Лис 23, 2016

Мы работаем в стране колоссального недоверия между государством, обществом и бизнесом (мовою оригіналу)

Виктория Смародина, финансовый директор компании “Фармак”:

Крупнейший украинский производитель лекарств с 90-летней историей компания “Фармак” последние шесть лет занимает первое место по реализации медикаментов на отечественном рынке.  Удерживая 6% рынка лекарственных средств, компания активно развивается и ежегодно предлагает потребителям до 20 новых препаратов. “Фармак” по праву заслуживает статуса международного игрока. 

Имея представительства в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, РФ и Беларуси, компания экспортирует более 20% своей продукции в 20 стран. А с этого года еще и стала собственником польской торговой компании.

За последние пять лет “Фармак” инвестировал в свое развитие 1,5 млрд грн. Более десяти лет назад компания привлекла первый кредит через Европейский банк реконструкции и развития. Причем в то время “Фармак” был первой украинской фармкомпанией, заслужившей доверие этого международного финансового института.

О том, как компания внедряла международные стандарты финансовой отчетности и как это повлияло на работу с инвесторами и партнерами, БИЗНЕСу рассказала Виктория Смародина, финансовый директор компании “Фармак”, член АССА, 13 лет проработавшая в компаниях “Большой четверки”.

— Что предприятиям дает прозрачность ведения бизнеса?
— Если сформулировать сов­сем просто — это возможность для всех интересующихся сторон получить в открытом доступе на сайте информацию о компании, о результатах ее деятельности, и быть уверенным в том, что полученной информации можно доверять.

Для украинской компании, не являющейся публичной на иностранных биржах, открытость информации, к сожалению, не является нормой.

Мы работаем и живем в стране, где существует колоссальный дефицит доверия между государством, обществом и бизнесом. Каждая сторона подозревает другую в сокрытии доходов и, как следствие, в неуплате налогов и основывается на большой доказательной базе.

В результате информация не раскрывается и хранится за семью печатями. И чтобы преодолеть этот барьер, прозрачность должна стать обязательным требованием для компаний.

— Какие практические мероприятия позволяют добиться прозрачности ведения бизнеса?
— “Фармаку” в свое время нужны были деньги для развития. Обратившись в иностранный банк за финансированием, мы поняли, что обязательным условием его получения будет предоставление проаудированной в соответствии с МСФО отчетности.

Сказано — сделано. Сначала отчетность составляли методом трансформации из украинской отчетности, привлекая бухгалтерские сервисы с такими компетенциями. Затем взяли в компанию сотрудников, которые формировали отчетность один раз в квартал.

Потом поняли, что можно просто перейти на учет по МСФО и забыть о ведении бухгалтерии по двум методам учета. И это, по сути, сократило нагрузку на сотрудников финансовой службы. Следующим этапом стала публикация отчетности на сайте для всеобщего доступа.

Компания прошла путь преобразований не за один год, понадобилось много усилий и времени. Но результаты того стоили.

— Что это дало компании? Какие преимущества?
— На первоначальном этапе, как я уже сказала, у компании появилась возможность привлекать более дешевые, чем у украинских банков, заемные средства международных финансовых институтов.

Благодаря ведению отчетности по международным стандартам и ее доступности на сайте у компании сформировались открытые и более доверительные отношения с иностранными партнерами и поставщиками. Для многих проаудированная отчетность является знаком качества компании.

Кроме того, повысился профессиональный уровень сотрудников финансовой дирекции. После внедрения МСФО были пересмотрены и принципы построения управленческой отчетности, бюджетирования. Ну и без преувеличения можно сказать, что фискальные органы тоже с уважением относятся к компании, которая платит налоги в бюджет страны и города.

— Каких стандартов придерживается компания “Фармак” в финансовой сфере?
— Тут изобретать ничего не нужно, достаточно следовать требованиям к качеству предоставляемой информации: отчетность должна быть достоверной, своевременной, правдивой, полезной и уместной, подготовленной в соответствии с МСФО.

Эти требования к отчетности важны как для акционеров, так и для любого пользователя и заинтересованного лица.

— Насколько важно для компании прозрачно платить налоги и информировать общество об их сумме?
— Пока мы рассуждаем, показывать финансовую отчетность третьей стороне или нет, мир меняется и летит вперед. Прозрачность — это базовое понятие, которое бессмысленно обсуждать, ставить под сомнение.

Иначе можно скатиться в каменный век. В условиях стремительных перемен время является самым ограниченным ресурсом, поэтому его нужно использовать, чтобы не упустить возможности, имеющиеся у компании.

Отчитываться о результатах деятельности компании должны, как должны это делать и государственные органы, и чиновники, и обычные граждане. Восстановление доверия между государством, обществом и бизнесом — процесс долгий, но его нужно начинать.

К сожалению, когда чиновники декларируют наличные в огромных количествах, компании не платят налоги, а сотрудники получают зарплаты в конвертах, — это замкнутый круг. И в таких условиях прозрачная компания выглядит, как белая ворона.

Мы часто слышим в последнее время фразы, что изменения и реформы важны, что “дорогу осилит идущий”, но из-за пов­торений их важность стирается, а жаль. Но если ничего не делать, то ничего не изменится. Ведь никто не согласится с перспективой жить в бедной стране.

ДОСЬЕ БИЗНЕСа
Виктория Смародина, финансовый директор компании “Фармак”

Родилась: 3 мая 1973 г. в г.Красноярске (РФ).

Образование: Киевский национальный университет им.Т.Г.Шевченко, специальность — “Экономическая кибернетика”; обучалась по программе Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА, Великобритания; 2005 г.) и стала членом АССА.

Карьера: 1995-1998 гг. — экономист в компании “Международные авиалинии Украины”; 1998-2004 гг. — аудитор в компании Ernst&Young; 2004-2010 гг. — старший менеджер отдела аудита в Киеве в компании Deloitte; 2011 г. — начальник отдела внутреннего аудита компании “Фармак”; с 2012 г. — финансовый директор компании “Фармак”.

Увлечения: путешествия, парусный спорт.

Назад до Farmak у ЗМІ

Ще більше публікацій