На генерики приходится более 80% рынка лекарств в мире. Вывод аналогов на рынок — это длительный процесс, занимающий пять-шесть лет. «Фармак» работает со сложно воссоздаваемыми препаратами, изготовить которые не всегда могут зарубежные компании. Например, мы работаем над новыми таблетированными формами быстрого высвобождения. Заложенные инициативы дают понятный вектор развития на 10–15 лет. Сегодня нам уже тесно в Украине. Мы экспортируем продукцию более чем в 20 стран.
Большая фарма — это большие деньги. В нашем портфеле есть один оригинальный препарат — «Амизон». До 2014-го мы потратили $20 млн на его исследования в США и ЕС. За эти деньги удалось дойти до первой (из четырёх) стадии клинических исследований. Но потом началась война, и мы не рискнули больше выделять на это средства. В Украине ограниченные инструменты для финансовых заимствований, а без них невозможен вывод на глобальный рынок оригинальных препаратов. Так что появление в мире инновационных отечественных лекарств — это реалии даже не наших детей, а в лучшем случае внуков.
Другое дело, если украинская фармпромышленность будет развиваться и наращивать экспортный потенциал, возможно, кто-то из наших производителей купит европейскую компанию, в портфеле которой будут оригинальные препараты.