— Кризис — это основной фактор. Такая же ситуация была в 1997-1998-х годах — люди перешли на более дешевые лекарства. Иностранные компании сразу пересчитали стоимость лекарственных средств с учетом роста курса доллара, то есть цена выросла на 60%. Отечественные компании повышали цену постепенно, так как импортная составляющая в себестоимости их продукции намного меньше.
— За счет чего «Фармак» нарастил долю?
— Результаты прошлого года, то есть выход на первое место,— это долгосрочная стратегия, которую мы воплощаем с 2005 года. В последние четыре года мы росли в полтора раза быстрее рынка. За пять лет компания поднялась с шестого места на первое. Кризис немного помешал нашим планам: мы рассчитывали в 2009 году вырасти в продажах в долларовом выражении на 27%, а этот показатель составил всего 17%. Правда, многие компании имели отрицательный рост.
— Во время кризиса ваша стратегия не изменилась?
— Не совсем — благодаря кризису появились новые возможности. Например, цена на ТВ-рекламу снизилась, и мы смогли увеличить наше присутствие на телевидении. При этом компания не сокращала медицинских представителей — сейчас их работает около 240 человек. Мы понимали, что от представителей отказываться нельзя, потому что на создание этого канала продвижения требуется много времени. Мы также продолжали выводить новые препараты — по 10-15 в год — несмотря на то, что затраты на вывод нового продукта составляют 2-4 млн грн в год. Новые препараты (от первого выхода до пяти лет) требуют продвижения на рынке. Нам удалось довести их долю в портфеле до 25%, хотя у инновационных компаний этот показатель может достигать и 50%. В общем затраты на маркетинг и продажи составляли 12-13% от оборота компании.
— Как изменится стратегия компании сейчас, после кризиса?
— В этом году мы рассчитываем увеличить наш отрыв от конкурентов. Компания завершила переоснащение производства по стандартам GMP. В прошлом году мы вложили 40 млн евро в открытие двух новых линий, и на этом наши крупные инвестиции в производство закончились. «Фармак» продолжит инвестировать в выведение на рынок новых препаратов-генериков и развитие экспорта. Впрочем, затраты на маркетинг останутся на том же уровне, что и в прошлом году. Мы начали строить завод в Сумской области для производства субстанций, что позволит добиться максимальной вертикальной интеграции наших процессов и снизить себестоимость продукции. В будущем мы не исключаем покупки новых производственных площадок.
— Какова стратегия развития «Фармака» на ближайшие пять лет?
— В наши стратегические планы входят увеличение доли экспортных продаж в общем объеме с 20% до 30% в ближайшие три года и рост до 50% в перспективе 7-10 лет. Сейчас рецептурные препараты занимают в портфеле компании около 50%, за 3-5 лет мы планируем увеличить их долю. Рассчитываем, что через 3 года в стране будет страховая медицина, а страховка возмещает лишь стоимость рецептурных препаратов. Украинский рынок будет развиваться аналогично европейскому, где рецептурные препараты занимают до 85%.
Коммерсантъ