Чер 01, 2011

Украинцы на здоровье не жалуются (мовою оригіналу)

Украинские фармацевтические компании в прошлом году впервые за последние пять лет смогли не только закрепить свои рыночные позиции, но и улучшить их. Против западных производителей лекарств сыграл кризис и снижение покупательной способности населения. В результате лидером рынка стала компания «Фармак». Улучшение ситуации в экономике, конечно, приведет к восстановлению позиций западных компаний, но не все так однозначно, отмечают эксперты.

Покупай украинское

Объем продаж отечественных лекарственных препаратов на украинском рынке до кризиса неуклонно снижался. По данным Минздрава, в 2005 году на их долю в финансовом выражении приходилось 39%. По данным консалтинговой компании Proxima Research, в 2007-2009 годах этот показатель составлял уже 27%. Но кризис внес свои коррективы, и по итогам прошлого года доля отечественных компаний выросла на 2 п. п, до 29%. Объем рынка в прошлом году составил 23,24 млрд грн (+14% к 2009 году), было продано 1,38 млрд упаковок (+5%).

Произошли изменения и среди лидеров рынка (см. таблицу). Впервые со времени своего основания на первое место по общему объему реализации в госпитальном и розничном сегментах вышла компания «Фармак», потеснив на третье место Berlin-Chemie/Menarini Group. Продажи в денежном выражении «Фармака» выросли на 35,2%. Рыночная доля компании увеличилась на 0,7% — до 4,65%. Второе место за собой сохранила Sanofi-Aventis. “Долю нарастили практически все украинские производители, входящие в топ-20, кроме компании 'Дарница'”,- отмечает аналитик ИК Dragon Capital Татьяна Тележко. Продажи у лидеров среди западных компаний, Sanofi-Aventis и Berlin-Chemie/Menarini Group, в деньгах не превышали рыночные темпы, а в упаковках составили 8% и 4% соответственно. “По итогам I квартала украинские производители продолжают показывать рост«,- говорит директор консалтинговой компании «Агентство медицинского маркетинга» Юрий Чертков.

Лечение проблемами

Существующее увеличение продаж украинскими компаниями является следствием кризиса. “Рост цен на импортные лекарственные средства из-за девальвации гривны привел к эффекту замещения и, соответственно, увеличению потребления более дешевых отечественных медикаментов«,- отмечает госпожа Тележко. По словам исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM Ukraine) Владимира Игнатова, потребитель пытается сохранить эффективную для него технологию лечения, используя более дешевые генерики отечественного производства.

Рост продаж украинских препаратов можно объяснить и более активным, чем ранее, маркетинговым продвижением. По данным отраслевого сайта apteka.ua, в прошлом году общий объем инвестиций фармацевтических компаний в рекламу на телевидении, радио и в прессе составил 1,9 млрд грн (+40%). При этом доля отечественных компаний на телевидении выросла на 3,1 п. п, до 12,5%; на радио — на 7,8 п. п., до 23,2%; в прессе — на 0,8 п. п., до 9,6%.

Характерной чертой практически всех украинских предприятий является то, что увеличение их продаж в денежном выражении намного превышает динамику в натуральном. Сопоставимы темпы роста в натуральном и финансовом выражении только у «Артериума» и Киевского витаминного завода. Господин Чертков отмечает, что рост объемов продаж украинских производителей в 2010 году происходил главным образом за счет увеличения цен на существующие препараты. В то время как западные компании зачастую повышали объемы за счет замены препаратов в своих портфелях на новые, более дорогие.

Большинство опрошенных Ъ участников рынка считает, что успех отечественных фармацевтических компаний в прошлом году обусловлен главным образом снижением покупательной способности населения. Но в компании «Фармак» утверждают, что добились успеха не только и не столько благодаря кризису. «Кризис, конечно, помог предприятию ускорить процесс выхода в лидеры,- говорит Владимир Игнатов.- Но такой успех объясняется прежде всего выбранной стратегией — компания наращивала портфель современных генерических препаратов и активно занималась продвижением продукции с использованием современных технологий маркетинга». В результате ее доля с 2006 года выросла почти в два раза, отмечает Татьяна Тележко. “В то время как украинские компании урезали маркетинговые бюджеты и затраты на медицинских представителей, делая ставку на проверенные препараты, 'Фармак' продолжал инвестировать в продвижение и наладил выпуск продукции с ведущими иностранными производителями, такими как Eli Lilly”,- поясняет господин Чертков.

Кризис производства

Участники ожидают, что завершение кризиса вновь сыграет на руку зарубежным компаниям. “Когда после кризиса 1998-го прошло два-три года, покупательная способность начала расти, а с ней и доля западных компаний. Стереотипы поведения людей практически не меняются. Поэтому такую же ситуацию мы будем наблюдать в скором времени«,- говорит директор по маркетингу и продажам «Фармак» Михаил Ванат. При стабилизации экономической ситуации часть потребителей вернется к покупке иностранных препаратов, и западные компании смогут возвратить долю, соглашается Владимир Игнатов.

Впрочем, отечественные производители имеют шансы сохранить и нарастить долю фармацевтического рынка, отмечает Татьяна Тележко. Если государство будет покупать за бюджетные средства не импортные, а украинские аналоги медикаментов, то отечественные производители смогут нарастить долю рынка в госпитальном сегменте. Сейчас на рассмотрении находится проект концепции государственной целевой программы «Развитие импортозамещающих производств в Украине и замещения импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами на 2011-2021 годы». Согласно проекту, государство планирует до 2021 года увеличить долю украинских лекарственных средств до 50% (в денежном выражении) путем предоставления преференций отечественным производителям в госпитальном сегменте. Также планируется предоставлять субсидии для компаний, развивающих производство инновационных препаратов. Предполагается предоставление льготных кредитных линий и сокращение налогооблагаемой прибыли производителей, инвестирующих в переоснащение производства в соответствии с международными стандартами GMP.

Госпожа Тележко добавляет, что на фармацевтическом рынке Украины высокая конкуренция, нет обязательного социального медицинского страхования. Это существенно сдерживает развитие и потребление оригинальных препаратов, то есть импортной продукции. Отечественные производители в процессе модернизации и внедрения стандартов GMP также имеют шансы нарастить долю более дорогостоящих препаратов в своих портфелях, тем самим увеличивая долю рынка в денежном выражении.

Топ-20 маркетирующих фарморганизаций по розничным и госпитальным продажам

 

ОрганизацияСумма, млн грнПрирост, %Доля рынка, %
2009 год2010 год2009 год2010 год
«Фармак»799.291080.2035.203.904.60
Berlin-Chemie/Menarini Group980.381012.083.204.804.40
Sanofi-Aventis (с учетом Zentiva)951.271011.976.404.704.40
«Артериум»668.88808.5320.903.303.50
Nycomed611.52754.0923.303.003.20
«Дарница»658.75747.6613.503.203.20
Teva534.68570.776.802.602.50
Sandoz517.09519.080.402.502.20
KRKA482.31510.695.902.402.20
Servier439.00508.2215.802.202.20
Gedeon Richter440.84449.472.002.201.90
ГК «Здоровье»383.43447.8616.801.901.90
GlaxoSmithKline381.61437.0614.501.901.90
Борщаговский ХФЗ402.93402.25-0.202.001.70
Heel219.25370.6969.101.101.60
«Юрия-Фарм»310.68344.7511.001.501.50
Actavis Group284.76335.8117.901.401.40
Boehringer Ingelheim300.06297.99-0.701.501.30
«Стада-Нижфарм»238.19296.0824.301.201.30
Киевский витаминный завод226.44291.4228.701.101.30
Весь рынок20398.1023237.0013.90100.00100.00

 

Коммерсантъ

Назад до Фармак у ЗМІ

Ще більше публікацій