Фармацевтическая отрасль в Украине отличается стремительными темпами развития и высокой динамикой изменений. Ее можно назвать своеобразным индикатором здоровья нации. Если несколько лет назад наибольшие преобразования переживала аптечная сеть, то сегодня происходит реструктуризация дистрибуторского сектора. Фармацевтический рынок нашей страны становится более открытым. Современная медицина нуждается в качественных и эффективных препаратах, которые не так давно имели возможность предложить больному только иностранные фармацевты. В последнее время интенсивно развиваются отечественные предприятия, которые выводят на рынок свои продукты, которые по качеству и эффективности не уступают зарубежным аналогам, но значительно доступнее по цене. В то же время конкуренция за потребителя приобретает более жесткие признаки, соответственно значительно повышаются требования к качеству фармацевтической продукции и растут расходы на ее маркетинг.
ОАО «Фармак» уверенно занимает одно из ведущих мест среди лидеров украинского фармацевтического рынка, отличаясь стремительной динамикой развития. В 2006 году компания «Фармак» имела наибольший прирост продаж за последние 5 лет. Показатели роста продаж по сравнению с прошлыми периодами превысили 20%, причем экспорт вырос на 43%. Сегодня более 18% изготовленной продукции отправляется в страны СНГ, Балтии, Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.
2006 год можно считать для компании «Фармак» годом маркетинга: маркетинговая стратегия развития предприятия приобрела четкую направленность и дифференцировалась. Компания сосредоточила внимание на основных стратегических портфелях лекарств: эндокринологическом, ревмо-кардиологическом, назальных и глазных каплях и др. Произошла реструктуризация маркетинговой службы, что позволило сконцентрировать усилия на трех различных направлениях: безрецептурные препараты, рецептурные и госпитальные. В каждом из этих направлений «Фармак» развивал свои собственные брендированные препараты. В начале 2007 года продажи компании стали управляемыми и поэтому более прогнозируемыми. Наибольших успехов предприятие достигло в продвижении таких лекарственных препаратов, как: Виаль®, Пиколакс®, Ламикон® и Риназолин®. Среди рецептурных и госпитальных препаратов наиболее успешной можно считать работу с препаратами Эналозид®, Бисопрол, Диалипон® и Дипрофол.
Развитие и вывод на рынок собственных продуктов — остается одной из важнейших задач предприятия. За 2006 год было проведено много маркетинговых исследований и промоционных мероприятий по оригинальным препаратам «Фармака» — препаратам, принадлежащим компании «из молекулы» и не имеющим аналогов на рынке: Амизон® (препарат для лечения и профилактики гриппа) и Антраль® (гепатопротектор с противовоспалительным действием). Каждый из этих оригинальных препаратов является значительной частью активов компании, а именно количество оригинальных препаратов в портфеле фармпроизводителя может в качественном плане характеризовать уровень предприятия. Благодаря проведенной успешной работе в 2006 году оригинальные препараты «Фармака» получили признание специалистов и популярность среди населения.
Успешным для ОАО «Фармак» был 2006 год и в плане технического переоснащения предприятия в рамках реализации стратегического направления приведения всех производств в соответствие с международными нормами и правилами надлежащей производственной практики лекарственных средств GMP до 2009 года.
В 2006 году полностью освоено производство высокотехнологичных человеческих генно-инженерных инсулинов под торговой маркой «Фармасулин», которые выпускаются по полному циклу от субстанции до готовой лекарственной формы согласно лицензионной технологии транснациональной фармацевтической компании «Эли Лилли» (США).
В 2006 году закончены работы по созданию нового таблеточного производства. Это современное мощное производство, которое включает в себя две технологические линии для выпуска препаратов в форме таблеток, таблеток с покрытием и капсул, которое соответствует всем нормам и правилам GMP. Смета проекта составила 69 млн.грн., создано дополнительно 63 рабочих места.
На сегодня ОАО «Фармак» имеет 6 производственных участков, сертифицированных в соответствии с нормами и правилами GMP.
ОАО «Фармак» были сделаны серьезные шаги по разработке стратегии предприятия до 2015 года. В рамках этой стратегии заключено кредитное соглашение между ОАО «Фармак» и Европейским банком реконструкции и развития на сумму 32 млн. евро с целью финансирования нового производства жидких лекарственных средств во флаконах и производства лекарственных средств в асептических условиях. Общая смета проекта составляет 45 млн. евро, и частично финансирование будет осуществляться за счет собственных средств предприятия. Предусматривается создание новых производств, техническое переоснащение систем энергоснабжения и маркетинговые промоционные акции. В 2007 году должны быть выполнены общестроительные работы по производству лекарственных средств во флаконах, а также будет заказано и частично закуплено основное технологическое оборудование, и будут продолжены работы по реконструкции систем энергоснабжения.
ОАО «Фармак» проводит большую работу по разработке и внедрению новых технологий и новых видов продукции. Так в 2006 году освоено 14 новых препаратов и подготовлена разработка 16 препаратов для внедрения в 2007 году.
Деятельность научного и других департаментов компании направлена на создание так называемых «лекарств без границ», фармацевтические разработки которых будут соответствовать требованиям любой страны мира. «Фармак» уже сегодня имеет положительный результат такой работы: заявка на регистрацию одного из препаратов подана в 23 страны мира, в основном Западной Европы, и из этих стран есть заказы на его производство
Новое направление развития компании — биотехнологии — это направление будущего, которое открывает новые возможности для внедрения инновационных технологий и расширения номенклатуры продукции, а пациентам дает возможность получить высокоэффективные и доступные по цене лекарственные препараты. Это еще один большой шаг ОАО «Фармак» вперед, к завершению трансформации украинского предприятия в фармацевтическую компанию европейского уровня.