Mar 19, 2019

«Корвалол» – 60 лет на рынке. Как защитить бренд и не стать прецедентом для заработка недобросовестных конкурентов

Покупая «Корвалол», потребитель имеет в виду лекарственный препарат торговой марки «Фармак», который производится на заводе с 1959 года. Такой вывод сделала Международная маркетинговая группа в своем исследовании уровня осведомленности потребителей лекарственного препарата под знаком «КОРВАЛОЛ». Большинство опрошенных респондентов отметило, что препарат под названием «Корвалол» ассоциируется с продукцией ПАО «Фармак».

«Корвалол» был разработан и выпущен в 1959 году учеными Киевского химико-фармацевтического завода им. М. В. Ломоносова, правопреемником которого с 1991 года является ПАО «Фармак».

С 1991 года «Фармак» – единственный производитель «Корвалола» на постсоветском пространстве. В 1996 году компания получила свидетельство на торговую марку «Корвалол». Это означает, что только «Фармак» имеет право производить препарат под торговой маркой «Корвалол» в Украине и за рубежом.
ТМ «Корвалол» защищена в 15 странах Европы и Средней Азии: Германия, Польша, Литва, Латвия, Беларусь, Молдова, Румыния, Болгария, Туркменистан, Армения, Грузия, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан. Использование знака «Корвалол Corvalolum» подтверждается упаковками за период с 1991 по 2002 год включительно.

У «Корвалола» имеется как регистрация торговой марки, так и признание ее хорошо известной ТМ в Украине. В 2004 году ТМ «Корвалол» была признана хорошо известной в Украине. Второе признание произошло в 2017 году, когда апелляционная палата Министерства экономического развития и торговли Украины признала «Корвалол Corvalolum» хорошо известной ТМ в Украине в отношении компании «Фармак».

Однако впоследствии появились производители в фармацевтической отрасли, решившие использовать хорошо известное название «Корвалол» в обозначении своего лекарственного препарата.

«Это проявление недобросовестной конкуренции. Речь идет об использовании бренда “Корвалол”, что дает огромные преимущества другим производителям, которые не хотят вкладывать десятилетиями в его качество и эффективность, а хотят сразу же получить и использовать тот же бренд с получением неконкурентных преимуществ на рынке. ПАО “Фармак” выступает за цивилизованную конкуренцию и защищает свои права на хорошо известную марку “Корвалол Corvalolum”. Мы защищаем свое право именно для обозначения. То есть речь не идет о какой-то монополии на сам препарат. Ведь сам препарат со всеми составляющими не защищен патентом, и он не охраняется в Украине с точки зрения интеллектуальной собственности. Его может производить любой производитель, который докажет его качество и эффективность и пройдет все необходимые разрешительные процедуры, но под другим названием, под своим собственным брендом», – отметил Дмитрий Таранчук, директор по правовому обеспечению ПАО «Фармак».

В результате появления на рынке препарата с таким же названием, что ввело в заблуждение потребителей, недобросовестные конкуренты отобрали примерно 50% рынка у компании «Фармак», которая выпускает «Корвалол» с 1959 года. Например, в 2017 году объемы розничных продаж «Корвалола» производства ЧАО «Фармацевтическая фирма “Дарница”» составляют 43 млн гривен. Для сравнения – ПАО «Фармак» за 2017 год реализовало продукции на 44 млн гривен.

«В продвижение бренда “Корвалол” компания “Фармак” вкладывает значительные усилия и средства десятилетиями. В то же время мы сталкиваемся с “Корвалолом” конкурента, и хотелось бы, чтобы все участники рынка понимали, что это нарушение закона. Выводить на рынок продукт с хорошо известным названием гораздо легче, даже если вставить в бренд название своей компании с расчетом, что потребители не очень понимают разницу. Мы выводим примерно 20 препаратов в год, это генерики. Мы понимаем, что такое развитие бренда. Строить свой бренд на основе чужого в разы дешевле и легче, ведь у потребителя уже есть четкая ассоциация с молекулой. Кроме того, потребитель не всегда понимает разницу между продуктами, технологиями производства, качеством сырья, уровнем контроля качества. Например, на модернизацию линии, на которой изготавливают “Корвалол”, было потрачено $14 млн», – отметила Сусана Халилова, директор по маркетингу и продажам ПАО «Фармак».

Директор компании «Международная Маркетинговая Группа» Дмитрий Роденко так комментирует результаты исследования: «После проведения исследования мы пришли к выводу, что потребителя вводят в заблуждение путем подмены препарата похожим на препарат хорошо известного бренда. Кейс с “Корвалолом” может стать прецедентом для развития недобросовестной конкуренции в Украине. Таким прецедентом, который негативно повлияет на развитие страны.»

В «Фармак» уверены, что подобная ситуация может стать прецедентом для развития недобросовестной конкуренции в Украине, что существенно оттянет страну назад и замедлит интеграцию Украины в европейское сообщество.

За 2018 год объем иностранных инвестиций в Украину сократился на 200 млн долларов США. Отсутствие прозрачных правил конкуренции на рынке Украины приведет к оттоку иностранного капитала, закрытию отечественных компаний, увеличению миграции населения. По официальным данным на постоянной основе за пределами Украины работают 3,2 млн человек. Временно – от 7 до 9 млн человек.

Назад к новостям

Ещё больше новостей